Уважаемые коллеги!

 

Приглашаем вас принять участие в XIII Международной конференции по альтернативному образованию.

 

28 – 30 июня 2017 год.

Санкт-Петербург.

 

Тема: «Школа, открытая в мир.Есть ли жизнь на границах?»

 
«… исключение интереснее, чем нормальный случай, поскольку оно не только показывает границы применения нормы и правила, но и более широкие условия, внутри которых эти норма и правило сформулированы»
Schmitt C.

 

«… Исключение объясняет и общее правило, и само себя. Если вы хотите верно изучить правило, надо постараться найти настоящее исключение из него. В нем система проявляется лучше, чем в правиле»
Кьеркегор С.

 

«…Необразованный человек повсюду видит лишь единичное, наполовину образованный — правила, образованный — исключения»
Грилльпарцер Ф.

 
 

Несколько слов о том, зачем мы проводим нашу конференцию.

 

Мы относимся к нашей конференции как к площадке для обсуждения намечающихся перспектив в образовании, осмысления опыта различных существующих альтернативных практик, возможностей осуществления разнообразных общественных инициатив. Мы рассчитываем, что конференция является местом доброжелательной и взаимозаинтересованной встречи практиков и исследователей.

 

Мы по-прежнему убеждены, что альтернативное образование является той средой, где созревают ответы на многие актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, где зарождаются возможные перспективные линии развития образования.

 

Поэтому так важно осмысление имеющихся альтернатив и нужна поддержка общественных инициатив, их воплощающих.

 

Во многом именно для поддержки таких инициатив мы считаем важным организовывать нашу конференцию как публичное пространство диалога об образовании, столь необходимого в эпоху непростых перемен.

 

Нам важно представить друг другу и сообществу имеющиеся практики и услышать доброжелательную и содержательную оценку. Нам важно получить не только моральную поддержку в своей деятельности, но и партнеров для совместной работы. Нам важно вместе с исследователями соотнести свои опыты и эксперименты с имеющейся традицией, услышать новые идеи и задуматься о не осознаваемых ранее проблемах, увидеть новые горизонты развития.

 

И конечно же, важно понимать в это сложное время, что ты не один, что среди общего безумия есть еще люди, которые ищут в том же направлении, что и ты. Есть люди, у которых можно поучиться, у которых можно найти поддержку, с которыми можно подумать об общих действиях. Мы надеемся, что есть возможность, как бы это ни было сложно, постепенно построить сообщество, которое сможет противопоставить всеобщему опрощению – конструктивные ходы развития сложности, выращивание человеческого в конкретных детях и взрослых и разнообразия в обществе в целом.

Надеемся, что за короткое время напряженного общения в ходе конференции нам удастся хоть немного приблизиться к реализации этих надежд.

 

Об организационных форматах работы на конференции

 

Мы планируем, что и в этот раз мы скорее отойдем от традиционного жанра конференции (с большим числом монологических выступлений) и, кроме возможных таки докладов, уделим больше времени общению на круглых столах, работе в творческих мастерских, проектным сессиям, презентациям и осмыслению опыта. (Идеи и предложения по разноформатным событиям принимаются!)

Например, в этом году мы предлагаем всем желающим эксперимент – начать работу «из-за такта» (28 июня) и принять участие в создании видео-презентации той или иной проблемы, которую вы посчитаете важным вынести на обсуждение на финальном круглом столе.

В небольших творческих командах мастерской Татьяны Климовой (психолог Кафедры методологии факультета психологии МГУ (Москва, Россия)) мы 28 июня начнем (а 29 июня и 30 июня продолжим) работу над небольшими видеосюжетами по тематике конференции. Опыт работы с видео-контентом, содержательное и доброжелательное общение, интересные дискуссии и «смотрибельный» продукт в итоге – гарантируются.

29-30 июня к нам присоединятся те участники, кто не смог быть с нами с 28 июня, состоятся различные события конференции, мастерская продолжит свою работу, с тем, чтобы ее продукты стали поводом для общего разговора в третий день конференции 30 июня.

Участвуя в различных событиях программы конференции, вы сможете представить свой опыт, познакомиться с практикой коллег, вместе их осмыслить, обсудить общие перспективы и найти соратников для ваших проектов.

 

О содержательных линиях нашей конференции в 2017 году

 

Предлагая общую тему нашей конференции: «Школа, открытая в мир. Есть ли жизнь на границах?», мы подразумеваем следующие линии обсуждения.

 

1. Школа, открытая в мир. Где проходят границы ойкумены?

Школа сегодня может быть, как никогда ранее, вынуждена задумываться о том, как ей взаимодействовать с окружающим миром.

С одной стороны, уже даже частью образовательного стандарта стало требование «открытости» школы – в частности использования «сторонних» ресурсов для организации школьного учебного процесса – музеев, предприятий, внешних образовательных программ, иных партнеров…

 

С другой – при реализации этих идей на практике возникает множество вопросов, в тот момент, когда начинают соприкасаться различные миры – например, школы и бизнес-предприятия. В момент этой встречи «на краю» каждого из миров выясняется, что и языки у представителей этих миров разные, и цели их деятельности, и внутренние механизмы, способы существования тоже отличаются. К тому же, управляющая теперь почти всем в образовании прокуратура не очень способствует этому сближению. Вот так и стоят на краю двух миров их представители и не совсем понимают – или «втащить» в свой мир чужой опыт, или попробовать вместе построить третий – общий для них – мир, или успокоиться и продолжить жить так раньше жили – поодаль друг от друга.

 

Как и какой быть школе, готовой взаимодействовать с окружающим миром? Как внутри себя организовать жизнь так, чтобы внешние партнеры и вызовы не пугали, а способствовали развитию – детей, учителей, школы в целом?

Что может школа взять из «внешнего мира» и что может дать ему?

 

Как школе взрастить свой внутренний мир и не потерять его при «открытии» школы всем ветрам мира внешнего? Какой уклад жизни школы поможет школе стать открытой миру, но при этом сохранить свои внутренние сообщные ценности?
Как может помочь современная школа подросткам, неизбежно нащупывающим границы различных миров – семьи, школы, сообщества – понимать текущее состояние общества и участвовать в идущих в нем процессах? Но так, чтобы и не обломаться, не ожесточиться, не разочароваться в окружающей жизни и взрослых людях?

 

2. Встречи на границах наук и стилей.

Если говорить о современной школе, то нельзя закрывать глаза на современные тенденции в развитии науки, бизнеса, общества. А они, в частности, в том, что большая часть новаций рождается на стыках, на границах различных наук, сфер деятельностей, кругов общения.

 

Как сочетать в школе предметную профессионализацию и системность с непредсказуемостью межпредметного взаимодействия? Как помочь школьникам (и учителям) увидеть многообразие мира за пределами предметных рамок? Как построить учебный процесс, подготовить и использовать пособия и другие ресурсы, чтобы помочь детям собрать вместе казалось бы разрозненные, разделенные границами наук миры – в единую картину? Возможна ли (и если да – то как) в школе интеграция искусства и науки? Какие возможности (и вместе с тем сложности) возникают при попытках интегрировать различные предметы, деятельности, видения мира?

 

3. Внешние границы и внутренние ограничения

Многие школы понимают, что они должны выстраивать свой собственный внутренний мир, особенный, отличающийся от других. Для того, чтобы такая атмосфера в школе появлялась, выращивалась, сохранялась, школе так или иначе важно «провести черту» – «вот это мы, а это другие (не хуже, не лучше – другие), мы от других отличаемся тем-то и тем-то…, с теми кто «мы» у нас есть общее – то-то и то-то…». Как школе культивировать свою внутреннюю культуру, свою особенность в век всепронизывающей массовой культуры, и при этом все-таки остаться в активном взаимодействии с разнообразным окружающим миром? И дело здесь не только в том, как школе как институции стоить свои отношения с внешними партнерами, но и в том – как воспринимают себя и других подростки, вырастающие в школе?

 

Где граница между особым сообществом, в котором вырастают дети, и элитным презрением ко всем остальным, не посвященным в счастье учиться в «такой школе»?

 

Как в школьном сообществе относится к вроде бы естественным границам, например, между детьми и взрослыми?
И вообще, насколько важны (нужны) границы? В чем их позитивные и негативные влияния? Надо ли (а если надо, то как) педагогам воспитывать в себе и в детях умение и желание выстраивать границы и их преодолевать?
Каков опыт таких отношений с границами у школ, которые ощущают себя «не такими как все»?

 
 

Вот о таких различных «краевых эффектах» жизни современной школы мы предлагаем поговорить на нашей конференции.

 

***

 

Место проведения конференции: Санкт-Петербург

Адрес конкретного пространства, которое готово будет нас принять, мы сможем чуть позже сообщить всем, кто пришлет заявку на участие.

 

Даты проведения: 28-30 июня 2017 года

В ЗАЯВКЕ НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ ПРОСИМ УКАЗАТЬ:

      1. Фамилия, имя и отчество
      2. Название места работы (или учебы) и должность
      3. Ученая степень и звание
      4. Телефон: мобильный / домашний / рабочий
      5. Электронная почта
      6. Почтовый адрес

 

Заявки на участие в конференции направляйте, пожалуйста, по электронной почте: alteredu@mail.ru

 

***

 
Оргкомитет конференции:
 

  • Дмитрий ВИНОГРАДОВ, The International Association of Experts in Children Education on High Technologies, Рига, Латвия
    Елена КАЗАКОВА, профессор, доктор педагогических наук, директор Института довузовского образования, СПб Гос. Университет, Санкт-Петербург, Россия
    Наталья КАСИЦИНА, «Институт альтернативного образования им. Я.Корчака», психолог, оргконсультант, Санкт-Петербург, Россия
    Татьяна КЛИМОВА, психолог Кафедры методологии факультета психологии МГУ, ст. преподаватель факультета психологии Московского Православного института Святого Иоанна Богослова, Москва, Россия
    Сергей МИХЕЛЬСОН, Educare East-West, Нью-Йорк, США
    Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ, кандидат философских наук, «Институт альтернативного образования им. Я.Корчака», ведущий эксперт программы «Школьная лига РОСНАНО», Санкт-Петербург, Россия
    Андрей РУСАКОВ, директор Агентства образовательного сотрудничества, Санкт-Петербург, Россия
    Станислав СКИБИНСКИЙ, кандидат педагогических наук, председатель правления Европейской Академии Я.Корчака, Мюнхен, Германия,
    Лев ФРАДКИН, исп. директор образовательного центра «Участие», Санкт-Петербург, Россия
    Анатолий ШПЕРХ, руководитель программы «Мастерилка с папашей Шперхом», Санкт-Петербург, Россия
    Михаил ЭПШТЕЙН, кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Институт альтернативного образования им. Я.Корчака»

 

***

 

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь, пожалуйста:

    по эл. адресу: alteredu@mail.ru

    по тел. (921) 964 85 03 Михаил Эпштейн (с 5 июня 2017 года)

 

Материалы конференции размещаются на интернет-ресурсах: