Подозрение к соседу, который по вечерам есть черную икру – байка из советских времен. Советские времена вроде бы прошли, а подозрение к тем, кто живет необычной, несанкционированной телевидением и государством жизнью осталось. Такого же рода предубеждения все еще имеется по отношению к частным школам. Миф первый, что организаторы таких школ – прохиндеи и авантюристы. Миф второй, что они агенты западного влияния. Миф третий, что там учатся только дети богачей. Миф четвертый, что там ничему толком не учат.

 

Мифология рядовых граждан понятна и была бы простительна лет 20 назад. Но сейчас, когда полно частных парикмахерских, частных клиник и частных ресторанов, имеющееся подозрение к частным школам, по крайней мере, странно. Тем не менее, масса людей их не замечает и продолжает водить или даже отвозить на иномарках своих детей в школы советского типа. Почему? Почему люди предпочитают наслаждаться уютом частных ресторанов и кафе, а не сетью столовых советского типа? А-а, вот то-то и оно…Столовые не выдержали конкуренции и практически исчезли. Может, частные школы не так востребованы со своим уютом, индивидуальным обслуживанием и вкусным материальным и духовным питанием?

Почему, чтобы привести прическу в порядок мы идем в частную парикмахерскую, где за десять минут работы мастера с нас берут от 200 рублей, а чтобы привести ум в порядок мы идем в государственную школу советского типа, где учитель за 40 минут работы с классом в 30 человек получает 100-150 рублей? Неужели нам наплевать на качество приведения в порядок умов наших детей? Подумайте об этом.

Большинство частных школ всегда готовы обсуждать с клиентами качество не только услуг, но и собственно образования, личностного роста учащихся. Так ли это в большинстве государственных? Большинство частных школ не столько ориентированы на извлечение какой-то сверхприбыли, сколько на обеспечение существа дела, то есть создания подлинно развивающих условий для детей. Государственные же школы, особенно гимназии, сейчас зачастую богаче (это видно невооруженным глазом) большинства частных.

За авантюризм частных школ принимается то, что они не делают из знаний культа, а заботятся об атмосфере общения, помогающего учебе. Живость общения и разнообразной деятельности принимается за хаос. Важно, конечно, чтобы в частных школах хаос был не стихией, а творческим фактором, порождающим творческий порядок. Какой личностной ценой в государственных школах обходится порядок над массой учащихся? Как влияет на глубину миропонимания фронтально-программный подход? Правда, от этой заразы еще не избавились и частные школы. Но они-то хоть изобретают лекарство от этого! «А лекарство-то в основном импортное!» – ехидно заметит кто-то, верящий в теорию заговора. Но этот импорт – гуманистические, а не машинно-бюрократические ценности. Это прозрачный импорт извечного и подлинно человеческого, а не завернутого в красивую целлофановую упаковку и санкционированного государством гуманитарного знания.

Частные школы для богатых? Да, но это в основном такие богатые, которые не могут себе позволить ни яхт, ни вилл, ни обучение своих детей за границей, но которые хотят видеть своих детей свободно мыслящими личностями, а не винтиками в обучающей школьной машине, управляемой правящей партией.

И последнее. Главное чему учат в большинстве частных школ – это не бояться самостоятельно принимать то или иное решение, делать выбор и отвечать за него, прежде всего, перед своей совестью. Там учат быть свободными, чего так не хватает людям в современной России.

 

Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ