Проект

«Ресурсный Центр

поддержки общественных инициатив в образовании»

 

«Наша мечта – чтобы организации создавали

специализированные ресурсные центры в тех сферах,

в которых они преуспели»

Роза Хацкелевич,

исполнительный директор ЦРНО

(«Латинский квартал», 22.11.2004)

 

Какие существуют аналоги того, что предлагается?

1) Центр развития некоммерческих организаций (РНО)

Изначально существовал исключительно на благотворительные деньги Фондов. Сейчас все больше переходит на оказание платных услуг.

Основная сфера деятельности: третий сектор, некоммерческие организации.

Направления работы:

  • консультации юриста, бухгалтера, фандрайзера, пиарщика по организации и ведению деятельности некоммерческой организации,
  • семинары по этим же направлениям в применении к некоммерческой сфере,
  • база данных некоммерческих организаций, фондов, других благотворителей,
  • библиотека,
  • выпуск собственного издания (издания некоммерческих организаций), компьютерная рассылка, сайт,
  • организация семинаров, где встречаются НКО и благотворители,
  • реализация различных проектов в пользу НКО – например, практика иностранных студентов в НКО, переводческий пункт для НКО,
  • помощь в организации (в частности, предоставление помещения, связь с журналистами) различных мероприятий НКО (пресс-конференции, выставки, презентации т.д.),
  • реализация различных проектов как-бы от имени НКО города – пиар некоммерческой сферы, серия семинаров с объединениями бизнеса по поводу социальной ответственности и партнерства с НКО, муниципальные проекты, выставка, Форум.

Специализируется на некоммерческих организациях. Образовательные организации также могут обращаться в РНО, но специально этой темой там не занимаются.

 

2) Бизнес-инкубатор

Основная сфера деятельности – малый бизнес. Бывает, что ориентируется на какую-то определенную категорию начинающих бизнесменов – женщины, молодежь…

Здесь также можно получить консультации по различным вопросам ведения бизнеса, пройти необходимое начальное обучение. Может действовать клуб выпускников программ, поддерживающих друг друга, создающий среду общения.

Здесь возможно получить и материальную поддержку началу своего бизнеса – офис, телефон, компьютерное время, факс, а также на определенных условиях стартовый кредит…

Действует частично бесплатно, частично на платной основе, возможны длительные договора (возврат части средств позже, в случае развития бизнеса…).

 

3) Школа молодых лидеров

Это школа – куда приходят молодые люди на обучение на некоторый период (два года). Прежде всего, обучение строится вокруг умения организовывать свою деятельность, вести проекты, коммуницировать… В процессе обучения каждый участник «рождает» собственный проект, который совершенствуется в процессе обучения, потом защищается. Если проект проходит определенное «сито», то под него выделяются начальные средства, другие возможные ресурсы, и человеку помогают его реализовывать. (С аналогом такой структуры мы познакомились в Израиле.)

 

Что и почему необходимо делать?

Убеждены, что аналогичные структуры (программы) должны действовать и в сфере образования (не отрицая возможности сотрудничать и с описанными выше «смежными» проектами).

Просто постольку, поскольку у образовательной деятельности есть своя специфика, и ею тоже надо заниматься специалистам. Это, в частности, тоже самобытное сообщество, одно из составляющих гражданского общества в целом, часто не очень активно пересекающееся с «традиционными» НКО – правозащитными, инвалидными, социальными…

Одна из проблем – четко выделить «объект поддержки». «Там» поддерживают – НКорганизации, женщин или молодежь, желающую заняться собственным бизнесом. А здесь?

Сложность в том, что, во-первых, образование – одна из самых консервативных и сложно изменяемых структур, во-вторых, структура, в основном, государственная, в третьих, основная «единица» образования – школа – дело, чаще всего, коллективное, а не индивидуальное.

НО. Если мы хотим добиться изменений в образовании в сторону его «открытости», то вероятно, надо разрабатывать программу поддержки инициатив в этой области. Без поддержки общественно-педагогической инициативы в образовании никаких существенных сдвигов не произойдет. Как показывает опыт, «реформы сверху» без поддержки «снизу» плохо работают. То есть создавать «гражданское общество в образовании» необходимо за счет и «общественных» ресурсов. За счет Фондов, благотворителей, привлечения ресурсов заинтересованных лиц и объединения усилий независимых организаций.

 

Чью же инициативу необходимо поддерживать?

Это могут быть:

  • молодые учителя, реализующие собственные проекты в рамках большой школы,
  • педагоги, приходящие с идеями реализации собственных педагогических инициатив во внешкольной сфере,
  • педагоги, группы педагогов, развивающие технологии, соответствующие идеологии открытого (гражданского) общества,
  • негосударственные организации (в частности, школы), действующие в сфере образования,
  • попечительские советы, советы учебных округов,
  • детские организации,
  • родительские организации,
  • общественные объединения педагогов, клубы директоров,

 

Что может происходить внутри и вокруг такого Центра?

Традиционные консультации-семинары – юридические, бухгалтерские, фандрайзерские, открытие и ведение своей организации, защита прав с акцентом на сферу образования (Программа защиты прав детей в образовании); база данных, библиотека.

Школа молодых лидеров в образовании, школа проектной работы…

Курсы-семинары, знакомящие всех желающих с прогрессивными направлениями развития образования.

Курсы-семинары по педагогической журналистике.

Конференции.

Социологические исследования в сфере образования.

«Патентное бюро» в сфере образования.

Специальные программы «продвижения» дельных технологий и поддержки (в т.ч. числе пиар-) дельных педагогических сообществ и инициатив.

Пиар идей свободы и уважения к личности в образовании, чем не занимается практически никто, а при этом в социо-культурной ситуации России это как раз очень важно.

Взаимодействие с педагогическими и общественно-политическими СМИ.

Налаживание диалога людей из сферы образования с представителями других «слоев» общества – бизнесом, властью…; а также диалога людей из разных «ипостасей» внутри системы образования – учителей и «начальников», школьных и вузовских педагогов, родителей и педагогов, детей – с ними со всеми.

 

Особая актуальность

Особую актуальность появлению такого проекта придает то, что с января 2005 года вступили в силу новые поправки к Закону об образовании, согласно которым будет «стимулироваться» переход гос.школ в формат автономных некоммерческих организаций и в поддержке будет нуждаться большое число учителей, школ, родителей. Кроме всего прочего, сама эта ситуация чревата многочисленными нарушениями прав (детей и взрослых) и будет требоваться независимый ее мониторинг.

 

Какие ресурсы у нас есть:

  • Опыт 15 лет работы в сфере негосударственного образования (школа, детский сад, программы для учителей, семинары и конференции, исследования, информационные программы в образовании).
  • Педагогические издания, удерживающие контакты с соответствующими сообществами педагогов (дошкольных, подростковых) и родителей.
  • Четкое представление о перспективных образовательных направлениях, движениях, сообществах в стране. Знакомство и, во многих случаях, партнерство с большинством реальных деятельных педагогических сообществ в стране.
  • Контакт и партнерство с большинством центральных педагогических изданий в России.
  • Сеть партнеров: в Красноярске, Якутске, Новгороде, на Юге (Ростов-Таганрог-Краснодар-Волгоград), в Москве, на Украине, в Белоруссии.
  • Опыт проведения акций, семинаров, конференций.

Михаил Эпштейн,

директор образовательного центра «Участие»

195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а

тел/факс: (812) 444-38-62

e-mail: epimail@mail.ru