ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА

«СЕТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

как система взаимодействия педагогических проектов

с бизнес-структурами

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Сложивший опыт и идея программы
  2. Возможные цели, задачи и результаты программы
  3. Формы сотрудничества. Структуры. Условия финансирования

 

  1. СЛОЖИВШИЙСЯ ОПЫТ И ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
    Контекст создания программы

    • Неудовлетворённость бизнеса качеством рабочей силы.
    • Оторванность образования от реальной жизненной практики.
    • Чрезмерность и малая продуктивность усилий, принимаемых государством на себя в модернизации образования.

    Идея программы «Сеть образовательных ресурсов»
    Создание на базе (и/или при участии) бизнес-структур сети образовательных ресурсных центров (программ), используемых образовательными учреждениями (и семьями) для реализации образовательных проектов (блочно-модульных программ).

    Образовательные ресурсные центры – это самостоятельные (или автономные в рамках существующих бизнес-структур) организации (или программы), существующие на условиях частичной или полной самоокупаемости, способные принимать на полный учебный день школьные классы разных возрастов для проведения с ними активных практических занятий. Тематика таких занятий определяется, с одной стороны, спецификой того или иного вида бизнеса, с другой стороны – образовательной программой.
    Существующий опыт в Санкт-Петербурге:

    • Детский экологический центр на базе «Водоканала»,
    • «Школа банковского клиента» (разработана по заказу «Банка ВЕФК»),
    • Центр природы и окружающей среды (г. Павловск),
    • программа «Достижения молодых» (проекты «Школьная компания» и др.),
    • программа «Про-Профи» (деловые игры «Журналист» и др.) и т.д.

    Общее, что объединяет эти образовательные программы: обучение в них происходит в обстановке реальной практической деятельности, в «нешкольной» среде, во взаимодействии со специалистами-профессионалами.

    Все эти программы являются открытыми: в них могут принимать участие как школьные классы в рамках согласованной со школой учебной программы, так и «индивидуальные посетители» – дети, приходящие вместе с родителями.

  2. ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
    Проблемы

    1. Таких проектов-программ должно быть больше, и они должны быть «мощнее» – для того, чтобы они могли реально удовлетворить:
      • а) всё возрастающий интерес детей (и семей) к реальному практико-ориентированному и исследовательскому образованию вне рамок школ и школьных программ;
      • б) потребности школ в многообразии ресурсов для согласования их со школьной программой.
    2. Необходим «информационно-педагогический посредник», который поможет школам (родителям) получить информацию о разнообразных ресурсах, выстроить свой маршрут «путешествия» по ним, и поможет школам педагогически согласовать имеющиеся ресурсы с учебной программой.

    Требуется поддержка:

    • а) действующих в этой логике организаций (программ) для расширения их возможностей,
    • б) создания новых программ,
    • в) «инфраструктуры» программы.

    Ожидаемые результаты:

    1. у школ появляется возможность в рамках общей школьной учебной программы создавать модульные блоки, элективные курсы, учебные проекты, ориентированные и опирающиеся на современную экономику;
    2. у родителей появляется возможность – несмотря на возможные проблемы у ребёнка в школе – развивать ему учебную, исследовательскую мотивацию и любознательность на базе сети «внешкольных» ресурсных центров;
    3. у бизнеса появляется шанс повлиять на формирование нового поколения сотрудников и потребителей ещё со «школьной скамьи» и
    4. получить ещё один ресурс для формирования положительного (социально-ориентированного) имиджа;
    5. у государства (в лице городских и районных органов управления образованием) появляется возможность за счет сторонних ресурсов резко увеличить многообразие образовательной среды – как дополнительного ресурса для школ.

     

  3. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА. СТРУКТУРЫ. УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

    Формы сотрудничества:

    1. Регулярное финансирование (на основе благотворительности) инфраструктуры программы – работа 3-4 сотрудников «лаборатории»-координатора и информационная поддержка программы..
    2. Реализация конкретных проектов создания Образовательных Ресурсных Центров на базе конкретного вида деятельности.
    3. Консультативная помощь представителей бизнеса в разработке образовательных проектов (блочно-модульных программ) по вопросам маркетинга, PR, управления, устойчивого рыночного существования конкретного проекта.

     

    Структуры:
    «Лаборатория» – обеспечивает координацию и мониторинг деятельности в рамках программы, осуществляет разработку модельных образовательных проектов, осуществляет методическое сопровождение педагогов и школ, включающихся в программу (существует как проект в рамках действующей некоммерческой образовательной организации, тем самым не требует создания отдельного юридического лица с вытекающими отсюда расходами).
    Целевые проекты создания Образовательных Ресурсных Центров (существуют либо на базе/ в структуре конкретных предприятий, либо как совместные образовательные программы образовательных организаций и конкретных предприятий).
    Группы консультантов, осуществляющих поддержку отдельных начинаний в рамках программы (действуют либо на добровольных началах, либо в рамках сотрудничества по созданию ресурсного центра на базе конкретного предприятия).
    Условия финансирования:
    Финансирование конкретных проектов (ресурсных центров) возможно как на основе благотворительности, так и на основе инвестирования. Это зависит от желания и возможностей конкретного предприятия и конкретного проекта образовательного ресурсного центра.

    Ресурсные центры (созданные программы) могут работать и как полностью благотворительные (бесплатные для участия всех желающих), и как частично (или полностью) самоокупаемые проекты. И тот и иной опыт в городе уже есть.

 

Андрей Домбровский,

Михаил Эпштейн