«Включение.

Программа поддержки обучения «особых детей»

в общеобразовательных школах»

Проект является победителем городского
Конкурса инвестиционных проектов, 06.11.2008 г.
http://www.crno.ru/popup/news.php?ID=30490

Общая сумма бюджета проекта: 1.402.000
Запрашивается в качестве социальной инвестиции: 702.000
Собственный вклад: 700.000
Продолжительность проекта (мес): 12
География (где реализуется проект): Санкт-Петербург

Руководитель проекта (ФИО., должность, контакты – телефон, эл.почта):

Эпштейн Михаил Маркович, генеральный директор,

тел. 444-38-62, моб. 964-85-03, epimisha@gmail.com

  1. Оценка проблем, вызывающих необходимость реализации данного проекта.

    Почему данный проект актуален для Санкт-Петербурга? В чем его уникальность?
    С различных точек зрения (общая гуманизация, нормализация среды проживания; развитие толерантности; улучшение качества образования и качества жизни и др.) важна поддержка процесса интеграции (инклюзии) – совместного обучения в общеобразовательных школах и детских садах детей, развивающихся обычно, и детей с особыми потребностями.

    В Петербурге накоплен большой опыт такого совместного обучения и воспитания детей в детских садах.

    Чего, к сожалению, нельзя сказать об общеобразовательных школах. Случаи инклюзии в школах есть, чаще всего они являются следствием доброй воли и договоренностей родителей ребенка, учителя, администрации школы. Но все же – обучение «особого ребенка» в общеобразовательной школе – скорее еще пока исключение из правила, чем норма.
    Среди причин, мешающих этому процессу:

    • общественное мнение, влияющее негативно и на родителей, и на учителей, и на детей,
    • педагогические затруднения у учителей, возникающие при обучении и сопровождении «особых» детей в общеобразовательных классах (чаще всего связанные с неумением педагогов обучать в одной группе детей с разными темпами, стилями, программами обучения),
    • пробелы в нормативном обеспечении процесса интеграции,
    • отсутствие реальной финансовой поддержки процесса интеграции.

    Один из путей решения проблемы – привлечение к работе с «особыми» детьми, обучающимися в общеобразовательных школах, специалистов-сопровождающих.

    Понятны сложности с реализацией этого пути – отсутствие опыта работы в общеобразовательной школе с сопровождающим и «особым» ребенком, ресурсов для обучения сопровождающих, необходимость дополнительного финансирования…
    При этом практика показывает, что многие родители хотели бы обучать своих «особых детей» в общеобразовательных школах. И некоторые школы готовы к этому при условии содержательной, организационной и финансовой поддержки процесса.

    Государственные органы сейчас начинают обращать внимание на данную проблему. Но до механизмов ее решения еще пока далеко. А дети растут…
    В этой ситуации чрезвычайно важно общественными, инициативными силами, во-первых, помочь конкретным детям, во-вторых, разработать и реализовать модели, механизмы поддержки «инклюзии», которые можно будет предложить государству и крупным донорам для реализации.

    С этой целью и планируется в рамках данного проекта начать реализацию Городской Программы поддержки обучения «особых детей» в общеобразовательных школах».

  2. Содержание проекта:

    2.1. Цели проекта:

    Отработать прозрачные и понятные механизмы поддержки включения в учебный процесс общеобразовательной школы детей с особыми потребностями, позволяющие:

    • брать «особых» детей в общеобразовательную школу и осуществлять поддержку семьи и школы в их сотрудничестве,
    • помогать «особым» детям (и их «обычным» соученикам) получать качественное образование в детском коллективе,
    • потенциальным благотворителям (и государственным органам) принимать решение в пользу финансовой поддержки обучения конкретного ребенка и программы в целом.

    2.2. Задачи проекта:

    1. Отработать механизм реализации Программы поддержки «интегрированного обучения», позволяющей поддержать конкретного ребенка (семью) и конкретную школу, решивших сотрудничать.
    2. Описать, технологизировать опыт работы «сопровождающего» в учебном процессе.
    3. Отработать и описать механизмы взаимодействия «сопровождающего», родителей, детей, администрации школы, психолога, классных руководителей и учителей-предметников при обучении «особого ребенка» в общеобразовательной школе.
    4. Разработать учебный курс (курс повышения квалификации, стажировки) для педагогов, включающихся в программы «интегрированного обучения».
    5. На основе экспериментальной работы уточнить возможные финансовые потребности различных моделей поддержки «включения».

    2.3. Методы и основные этапы реализации проекта (не более 1 страницы):
    Планируется в рамках данного проекта пройти все этапы, соответствующие логике действия предполагаемой Программы поддержки обучения «особых детей» в общеобразовательных школах.

    1. Работа экспертов с семьей ребенка, которого планируется обучать «интегрированно», для уточнения условий, необходимых для его «интегрированного» обучения.
    2. Поиск школы, готовой взяться за обучение данного ребенка, совместная работа экспертов с семьей и педагогами данной школы. В результате – выработка индивидуальной программы обучения ребенка и сопровождения этого процесса. В частности, формулирование – какие необходимы ресурсы для поддержки школы в этом процессе; обсуждение – какие ресурсы есть у школы, какие – у родителей, какие – необходимо изыскивать в рамках Программы.
    3. Заключение договора между школой и родителями, а также Программой (в дальнейшем м.б. индивидуальным спонсором) на годичное финансирование сформулированной индивидуальной программы.
    4. Организация экспериментального процесса «интегрированного обучения», в частности:
      • осуществление деятельности сопровождающего с этим «особым ребенком»,
      • разработка и апробация учебного курса (курс повышения квалификации, стажировки) для педагогов, включающихся в программы «интегрированного обучения,
      • обучение без отрыва от работы «сопровождающего», администрации, учителей-предметников, работающих с классом, где обучается «особый» ребенок,
      • описание реализующихся процедур взаимодействия всех людей, задействованных в этом процессе (в частности, возможные общие способы диагностики ситуации).
    5. Эксперты совместно с представителями школы и родителями проводят мониторинг реализации программы. Организуется процесс осмысления происходящих изменений, результатов работы и представления их «общественности», индивидуальному спонсору и т.д.
    6. В конце года реализации проекта – в случае принятия решения о продуктивности, эффективности, осмысленности осуществленного процесса – повторение процедуры согласования индивидуальной программы и поиск источников дальнейшего финансирования.
    7. Представление «общественности» процедур работы Программы (и возможных условий ее финансирования).

    2.4. Планируемые результаты
    Основной результат реализации проекта (кроме года обучения конкретного «особого» ребенка в общеобразовательной школе) – разработан, апробирован и действует механизм реализации Программы поддержки обучения «особых детей» в общеобразовательных школах».
    В течение года работы в рамках проекта также предполагается:

    • осуществить экспериментальную работу «сопровождающего» с одним-двумя «особыми» детьми,
    • описать технологию работы сопровождающего и представить ее в публикациях и минимум на двух семинарах,
    • провести минимум одну стажировку будущего сопровождающего,
    • подготовить индивидуальные программы для еще трех «особых» детей и начать поиск средств для их осуществления.

    Кроме того:

    Появятся тексты, описывающие механизмы поддержки включения «особых» детей в общий учебный процесс – в специализированной и городской прессе.

    Будет разработан учебный курс (курс повышения квалификации) для педагогов, включающихся в программы «интегрированного обучения».
    И, что немало важно:

    У коллектива школы, взявшейся обучать «особого» ребенка, появится конструктивный положительный опыт «включенного» обучения и снизится напряженность в отношении обучения «особых» детей.

    В классе, в котором обучается «особый» ребенок, произойдет улучшение психологического климата, в целом улучшатся результаты текущей аттестации.

    У родителей «особого» ребенка и родителей его одноклассников вырастет удовлетворенность от сотрудничества со школой.
    2.5. Кадровые ресурсы

    Должность Основные обязанности в проекте ФИО исполнителя Квалификация исполнителя
    Руководитель проекта Общее руководство; подготовка отчетов; поиск потенциальных благотворителей; руководство разработкой учебного курса и описаний технологии работы сопровождающего Эпштейн М.М. Директор образовательного центра «Участие», кандидат педагогических наук, опыт руководства грантовыми проектами (более 10)
    Координатор проекта Координация Программы; взаимодействие с семьями, школами, экспертами; участие в разработке и проведении учебного курса и текстов-описаний; разработке индивидуальной образовательной программы; поиск благотворителей; участие в подготовке отчетов, информация о Программе Рыскина В.Л. Опыт работы, связанной с темой инклюзии (15 лет);
    опыт руководства грантовыми проектами;
    опыт исследовательской деятельности (более 10 публикаций);
    опыт работы со СМИ и представления информации обществу
    Сопровождающий Работает с ребенком, взаимодействует с родителями, учителями, другими детьми; участвует в разработке проведении учебного курса и текстов-описаний; в разработке индивидуальной образовательной программы Дремова Т.А. Психологическое, педагогическое, дефектологическое образование;
    опыт индивидуального сопровождение «особого» ребенка;
    опыт подготовки текстов
    Эксперты Взаимодействуют с ребенком и родителями; участвуют в разработке индивидуальной образовательной программы и разработке учебного курса; проводят мониторинг работы школы Потенциальные – И.Зинченко, И.Карвасарская, И.Гуревич Психологическое, педагогическое, дефектологическое образование и опыт соответствующей работы;
    Опыт консультирования;
    Опыт проведения экспертиз;
    Хорошая ориентация в системе образования Санкт-Петербурга

    2.6. Бюджет проекта:


    п/п
    Наименование статьи затрат
    (с подробной расшифровкой)
    Объем средств, руб.
    За счет социального инвестора,
    руб.
    За счет средств из других
    источников,руб.
    ВСЕГО, руб.
    1. Руководитель проекта 60.000 300.000 360.000
    2. Координатор проекта 300.000 300.000
    3. Сопровождающий
    (на одного ребенка)
    120.000 120.000 240.000
    4. Работа экспертов
    (на одного ребенка)
    60.000 60.000
    5. Работа специалистов с «особым ребенком»
    (доп. индивид. часы и доплата педагогам на одного ребенка)
    75.000 75.000
    6. Обучение сопровождающего 25.000 25.000
    7. Обучение педагогов школы 40.000 40.000
    8. Разработка курса
    (оплата работы специалистов)
    75.000 75.000
    9. Налоги (14,2%) 87.000 80,0 167.000
    10. Подготовка и публикация материалов 60.000 60.000
    ИТОГО 702.000 700.000 1.402.000