Основной предпосылкой создания проекта «Широкий путь» послужила мысль о том, что у ребят, живущих в детском доме, нет возможности общаться со своими сверстниками, и в то же время их сверстники, за редким исключением, плохо представляют себе жизнь подростков с ограниченными возможностями, живущих «за забором».  Так сложилось в нашем обществе, что оно делится на два обособленных мира: мир «здоровых» и мир «инвалидов».

Несколько раз за год общения с новыми волонтерами, приходящими в детский дом-интернат, приходилось слышать: «Я не знал(а), что они такие добрые!»…Кто они? Почему мы выделяем детей с умственными и физическими нарушениями в отдельную группу, разве они не дети. Почему «они» должны быть злые? Это же не сторожевые собаки, которых дрессируют набрасываться на чужих. И как это,  добрые? Разве могут 20 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет быть одинаково добрыми.  Это один из примеров неверного, искаженного, представления о детях, живущих «за забором». Трудно сказать, откуда может появиться другое мнение, ведь детские садики и школы, как правило, только для «здоровых» детей.

Как правило, появление ребенка в инвалидном кресле на улице вызывает жалость, боль, сочувствие в окружающих. В противовес этому мы всегда испытываем умиление и восхищение, когда видим пышущего здоровьем и  источающего остроумие человечка. То же переноситься и на более старший возраст.

В общем, мы решили показать школьникам, что общение с их сверстниками с ограниченными возможностями – это не только помощь, это в первую очередь общение, которое может быть таким же увлекательным, интересным и радостным, как и любое другое.

Первым действием было открытие выставки фотографий в  школе № 335 г. Пушкина, так мы приоткрыли для ребят ворота детского дома и показали, как волонтеры проводят время со своими друзьями из интерната. Фотографии отобранные для выставки демонстрировались также в частной школе «Эпишкола» в г. Санкт-Петербурге и в школе № 530 г. Пушкина.

Было очень радостно, что ребята уловили идею этой выставки, и несмотря на то, что многие говорили о грусти, вызванной просмотром фотографий, они почувствовали ту атмосферу, которую нем хотелось создать в рамках этой выставки. Здесь хотелось бы привести некоторые отзывы ребят (в 335-ой школе было проведено небольшое анкетирование после выставки):

«благодаря этой выставке ребята смогли понять, что дети интерната такие же, как и мы»  9 класс

«хорошие впечатления! Очень жизненно и добро!» 9 класс

« хорошие, я считаю, это были замечательные фотографии заряженные позитивом» 6 класс

«я просто восхитилась позитивным настроем этих детей» 7 класс

«Я ещё раз убедилась, что инвалиды – это тоже обычные люди, и что они тем же занимаются, чем и мы» 9 класс

« У них слишком много ограничений,  но это ребята сильные духом» 10 класс

Также было проведено несколько встреч со школьниками из разных школ, на которых присутствовали волонтеры и сотрудники СПБРОБО «Подорожник» и ребята из школы им. А.М. Горчакова, уже участвовавших в микро-проектах с воспитанниками детского дома-интерната.  В рамках этих встреч нам было важно познакомиться с ребятами и рассказать им о деятельности организации, продемонстрировать, что такое ограниченные возможности, и как простые действия могут оказаться очень сложными (тренинг ограниченных возможностей «рисование через зеркало»), ребята из школы им. А.М. Горчакова поделились своим опытом общения с детьми с ограниченными возможностями, своими первыми страхами и впечатлениями.

Следующим шагом был совместный поход на колокольню 19 апреля 2009 г. Именно с этого дня начиналась Светлая неделя, в течение которой любой желающий мог позвонить в колокола, и инвалидное кресло не помеха , даже если ступенек на колокольню много и они узкие…К компании волонтеров присоединились и школьники.

«да…это было действительно неописуемое впечатление…я очень довольна поездкой. Сначала, конечно было немножко трудно…но я думаю, что достаточно быстро справилась с волнением и почувствовала, что ничего страшного такого уж “плохого” в этих детях нет, а даже наоборот! сними можно общаться совершенно нормально, а с некоторыми даже очень интересно! мне очень понравилось!»

Такой отзыв об этом дне оставила ученица 9 класса школы № 335 г. Пушкина.

 

Следующим масштабным совместным действием школьников, волонтеров и ребят из детского дома было подготовка и проведение нескольких творческих мастерских на Рок-концерте 30 мая, который проходил на территории школы им. А.М. Горчакова.

Итак, нам предстояло организовать и провести 6 станций, и с эти заданием школьники, подростки из интерната и волонтеры «Подорожника» справились на отлично.

  • «Цветные танцы». Всем желающим предоставлялась редкая возможность одновременно танцевать в солнечных лучах под открытым небом и вместе с окружающими создавать руками, ногами, колесами и всем возможным картину на огромном холсте.
  • Прокат колясок. Ребята показывали мастер-класс по управлению этим транспортным средством, устраивали гонки и игры.
  • «Волшебные мыльные пузыри». Ответственные за проведение этой мастерской рассказывали и показывали участникам, какими большими, разными и прекрасными могут быть мыльные пузыри

 

 

  • Раскрашивание кружек
  • Изготовление эксклюзивных открыток

Творческие мастерские на открытом воздухе бесспорно имели успех. От желающих сделать своими руками подарок себе, своим близким и друзьям не было отбоя. Приятно, что в процесс включались  как  участники концерта, так и гости, дети и взрослые с одинаковым азартом разрисовывали кружки и выбивали теснения на открытках

  • «Здоровый» лимонад. Организаторы этой мастерской отвечали за то, чтобы никто не мучился жаждой во время концерта. Гостям и участникам предлагался свежий, только-только приготовленный своими руками лимонад. За несколько часов до начала концерта Ваня Шарипов и Коля Погодин вместе с волонтером и Кириллом из школы им. А.М. Горчакова сами отбирали на рынке лучшие лимоны и апельсины для этого живительного напитка.

 

 

 

За время реализации проекта нам удалось установить контакт с 3 школами г. Пушкина (№ 335, № 410, № 530) и частной школой «Эпишкола» г. Санкт-Петербурга. Возникающие сложности в работе со школами в основном связаны с загруженностью школ и школьников. Весна – пора праздников и подготовки к выпуску. Но при этом, все три школы г. Пушкина готовы и очень бы хотели реализовывать наш проект в следующем учебном году в более размеренном и спокойном режиме.

Рассказывать про действия в рамках проекта совсем не сложно, а вот итоги подводить труднее. Что нам дал этот проект?

Мы «познакомились» с несколькими школами и нашли точки пересечения для дальнейшей работы. Очень радостно, что школы заинтересованы в реализации социальных проектов и готовят своих детях не только к жизни в большом мире, но и быть внимательными к тому, что происходит совсем рядом.

Мы познакомились со школьниками и судя по их отзывам, они осознали, что инвалидное кресло – не помеха для общения, что дети с ограниченными возможностями, точно такие же дети со своими мечтами и интересами. Ребята готовы участвовать в социальных проектах и считают их интересными. Также в рамках проекта у нас появилась возможность встретиться с нашими старыми друзьями – с «Горчаковцами».

Каждое наше совместное действие с ребятами из интерната дает нам возможность узнать о ком-то из них ещё что-то, добавить новую черточку в портрет кого-то из них. Так, например, Коля Погодин проявил себя усердным и терпеливым в процессе нарезания лимонов для лимонада. Сложно было представить, что Коля может так ответственно и серьезно подойти к выполнению просьбы.

Проект «Широкий путь» оказался одним из самых противоречивых проектов в том смысле, что вызвал довольно много дискуссий внутри «Подорожника». Это одна из причин, почему был проведен семинар для волонтеров и сотрудников «Подорожника» перед началом реализации проекта. Надо сказать, что споры и расхождения во мнениях не до конца разрешились на семинаре и продолжали быть, но ведь «в спорах рождается истина», и такие ситуации очень важны для формирования команды, если мы хотим и дальше работать вместе, а мы хотим.

Расхождения во мнениях в основном были связаны с тем, что мы все уже какое-то время назад закончили школу, и у каждого осталось свое представление о школьных буднях, о приоритетах школьников. Во многом нам помогли наши друзья из школы им. А.М. Горчакова. Ребята давали свои рекомендации: как лучше провести выставку, оформить листовку. Также спорным оказался вопрос о вовлеченности учителей в процесс реализации совместных проектов. Изначально предполагалось, что в каждой школе нам необходимо одно контактное лицо. Учитель или завуч, с которым мы можем планировать наши действия, который будет доносить наши идеи до администрации школы (директор) и связывать нас с учениками. Позже возникли сомнения: если мы реализуем проект в школе, возможно надо вовлекать и других учителей, проводить с ними встречи-семинары. Также, одной из идей проекта было дать школьникам возможность самостоятельно разрабатывать микро-проекты (при поддержке волонтеров и сотрудников «Подорожника»). Возникло мнение, что для создания свободной и непринужденной обстановки для ребят, когда они могли бы спокойно и в то же время настойчиво  выражать свою позицию, нам нужно плотнее работать друг с другом.

 

Следующий учебный год открывает новые перспективы для нашего проекта. Нереализованной осталась идея «дня в школе». С ребятами из 335 школы мы обсуждали возможность проведения экскурсии по школе для подростков из детского дома-интерната (школа совсем новая, оснащена пандусами и лифтом, что немаловажно для подростка в инвалидном кресле). К сожалению, это событие так и не произошло, что в большей степени связано с загруженностью школы и школьников. По той же причине не состоялось более плотное сотрудничество с 530 и 410 школами г. Пушкина, хотя и представители школ и ребята хотели делать «что-то» вместе, но конец учебного года слишком напряженное время… Сейчас у нас есть три летних месяца, чтобы подготовиться к следующему этапу осуществления проекта: осознать тот опыт, который мы уже получили,  ещё раз обсудить и решить разногласия, поделиться новыми идеями.