22 – 23 сентября 2008 г

состоялась

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

к 100-летию Франсуазы Дольто

к 10-летию «Зеленого острова» в Санкт-Петербурге

«МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ПОДДЕРЖКИ РАННЕГО ДЕТСТВА»

При поддержке: Генерального Консульства Франции, Санкт-Петербургского Государственного Института психологии и социальной работы, Восточно-Европейского Института Психоанализа, Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, Музея Сновидений Фрейда, Образовательного центра «Участие», команд «Зеленого острова» (С-Петербург), «Зеленой дверцы» (Москва), Школы Лакановского Психоанализа, Городского центра восстановительного лечения  психоневрологическими нарушениями, а также фонда ЮНИСЕФ.

Так много различных организаций поддерживают эту конференцию неслучайно. Это свидетельство и значимости вклада самой Франсуазы Дольто в различных областях знаний, связанных с ранних детством, и важности, актуальности созданной ею уникальной модели «Зеленый дом».

Всего по миру насчитывается более трехсот «зеленых домов».

10 лет назад «зеленый дом» появился и в Петербурге («Зеленый остров – его петербургское название).

Франсуаза Дольто была выдающимся врачом и психоаналитиком. Трудно найти врача, педагога или психолога, который бы ничего не знал о Француазе Дольто, называвшей себя «врачом-воспитателем», то есть человеком, предупреждающим болезни воспитанием.

Она — крупнейший специалист в области изучения раннего детства, так же как и Януш Корчак, утверждала: детство — не подготовка к жизни, а сама жизнь, ребенок — не будущий человек, не «недоразвитый взрослый», за которого мы отвечаем, а человек, перед которым мы в ответе. Видеть и уважать личность в самом маленьком ребенке – подчас трудно, но необходимо для его правильного развития.

Широкому кругу российских читателей Дольто знакома по книгам «На стороне ребенка», «На стороне подростка», а также более специальной психоаналитической литературе «Ребенок у зеркала», «Бессознательный образ тела», «Когда рождается ребенок».

В 1979 году Француаза Дольто предложила уникальную модель работы с детьми до трех лет. Первый «Зеленый дом» (Mazon Vert) был открыт в Париже. А ныне подобные центры действуют во многих городах Франции, Швейцарии, Бельгии, Канады, работают в нескольких российских городах (Петербург, Москва, Нижний Новгород, Ижевск, Новосибирск).

 

Что же это за уникальная модель и для чего она нужна петербургским семьям?

«Зеленый дом» это не ясли, не детский сад, не консультативный центр. Это пространство свободной игры, спокойного общения детей и взрослых. Ребенок знакомится с другими детьми и с новыми, незнакомыми взрослыми, а родители — играют с малышами, общаются с другими родителями, просто отдыхают (причем — и это очень важно — у взрослых пропадает ощущение, что они — один на один с проблемами, связанными со здоровьем или поведением ребенка). В свою очередь, специалисты,прислушиваясь, разговаривая с ребенком, помогают даже самым маленьким гостям Зеленого дома осознать, что каждый из них — личность. Задача врачей, педагогов, психологов психоаналитиков — принять и выслушать маленького человека и его родителей.

Именно свободной игрой и одновременным присутствием и доступностью специалистов – принимающих – эта модель и отличается от развивающих групп и от детских площадок.

Кроме того, в Зеленом доме есть определенные правила, которые необходимо соблюдать детям и взрослым. Такие правила помогают детям привыкать к тому, что в обществе, социуме существуют законы, которые необходимо соблюдать: в отношениях с другими детьми, в отношениях с новыми незнакомыми взрослыми, в отношениях в собственной семье – новыми отношениями с матерью и отцом.

Этот процесс часто называют ранней социализацией, и то, что такое знакомство с новыми людьми и правилами этого общества происходит в безопасной обстановке – в присутствии  родителей, помогают ребенку впоследствии адаптироваться в первом общественном месте – в детском саду.

Будучи психоаналитиком и педиатром, Франсуаза Дольто считала, что в раннем возрасте возможно предотвратить дальнейшие проблемы, в том числе и соматические заболевания. И сделать это можно во многом благодаря слову, которое обращено прямо к ребенку, а также поддержке правильного уважительного взаимодействия родителей с ребенком, и уважения проявления его желания.

Таким образом, это место помогает ребенку осваивать мир свободно и адекватно справляясь с ограничениями, что, пожалуй, является одной из самых сложных задач для развивающегося человека.

Уникальной характеристикой этого пространства служит анонимность. Принимающие записывают на доске только имя, возраст ребенка и с кем он пришел.

 

Как сделать среду такой, чтобы она была свободной и целительной, но, таким образом, чтобы она не была акцентирована на проблему и одновременно помогала ее решить? На этот вопрос ежедневно находят ответ принимающие «зеленого дома». Причем очень важно, что независимо от того, к какому социальному слою принадлежат родители, имеющие детей с проблемами в развитии, они могут приходить сюда бесплатно.

 

Модель «Зеленого дома» позволяет принимать всех и быть полезной для всех.

  • По сути, она выполняет трудную задачу профилактики ранних социально-эмоциональных нарушений, связанных с расстройствами привязанности, проблемами взаимодействия между матерью и ребенком.
  • Помогает детям, которые поступают в детский сад, лучше адаптироваться в новой среде, способствует предотвращению детских неврозов, связанных с неразрешенными семейными проблемами.
  • Позволяет справиться с «социальным одиночеством» семей, имеющих детей раннего возраста в большом городе.

Среди тех, кто приходит сюда, — в том числе и дети с нарушениями в развитии, мигранты и приезжие, попавшие в новую для себя культурную и языковую среду. Но нет в этом доме повода обращать специальное внимание на диагнозы или культурные различия, поскольку общие принципы позволяют относиться ко всем одинаково, регламентировать соблюдение общих правил, обсуждать едва возникшие здесь и сейчас проблемы. А поддержка детям и взрослым может быть оказана в тот момент, когда происходит нечто, требующее комментариев и обсуждения.

 

Многие годы петербургский «Зеленый дом» поддерживали разные НКО совместно с государственными организациями (последние два года — городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями, СПб Институт раннего вмешательства при поддержке фонда ЮНИСЕФ).

Вместе с тем, при очевидной пользе адаптации и социализации детей раннего возраста, при том, что программа принята и рекомендована Министерством образования (Современные образовательные программы для дошкольных учреждений, Москва, Академия, 2000), «Зеленый остров» в Петербурге (в отличие, например, от Московской «Зеленой дверцы»), никогда не получал ни государственной финансовой помощи, ни поддержки бизнес-сообщества.

 

Оргкомитет конференции:

Виктория Рыскина (СПб Институт раннего вмешательства)

Михаил Эпштейн (Образовательный центр «Участие»)

Айтен Юран (СПб Восточно-Европейский Институт Психоанализа)

 

Сайт конференции www.fdolto.by.ru